Автомобили в сельском хозяйстве

Автотранспорт в сельском хозяйстве

Модернизация автопарка в агропроме - важная задача, так как от этого напрямую зависит урожай и доход от него. Обратимя к зарубежному опыту, посмотрим, как дел обстоит у них, возможно, кто-то почерпнет для себя идеи.

За рубежом выбор как отдельных машин, так и целых технологических комплексов определяется прежде всего укладом производства.

Иностранные сельскохозяйственные предприятия можно разделить на три основных типа:

  1. мини-фермы, для владельцев которых сельхоздеятельность не основная и приносит менее 40% от общего дохода семьи (преимущественно страны Восточной Европы);
  2. семейные хозяйства, где вся семья работает на ферме, получая основной доход (до 80% стран Западной Европы);
  3. крупнотоварные фермы, находящиеся во владении нескольких компаньонов (США, Канада и др.). Средний размер хозяйства (по площади сельхозугодий) в Италии составляет 8 га, в Финляндии — 15 га, в Германии — 18 га, во Франции — 28 га, в Великобритании — более 70 га, а в США — более 100 га.

Выбор необходимой техники зависит также от специализации хозяйств.

 

Большая часть сельскохозяйственной техники арендуется

Основное энергосредство при выполнении сельхозработ на фермах всех типов — тракторы различных классов и энергонасыщенности. Причем техника в основном покупается в складчину или берется в аренду на определенный срок. Наиболее энергоемкие работы осуществляют на основе контракта оперативные или заказные прокатные фирмы. Чем мельче ферма, тем меньше техники находится в собственном владении. Большинство ферм Италии (76,5%) имеет всего один трактор, во Франции 65,5% таких ферм, в Германии — 55,3%, в Великобритании — 37,9%. Таким образом зарубежные фермерские хозяйства повышают эффективность производства и снижают себестоимость продукции.

Автомобили в сельском хозяйстве

Однако этот подход рентабелен именно при перевозке мелкопартионных грузов с малой скоростью на небольшие расстояния внутри хозяйств. При этом следует учитывать наличие развитой сети дорог и относительную близость перерабатывающих центров. С другой стороны, не исключена необходимость развития автомобильного транспорта сельхозназначения для дальнейшего роста производительности сельского хозяйства.

Основной вид транспорта в Австралии — автомобильный

Австралия занимает первое место в мире по производству шерсти и является важным поставщиком на мировой рынок зерновых, молочных продуктов, мяса, сахара и фруктов. В сельском хозяйстве используются лишь около 10% площади страны, из них под пашней не более трети, все остальное — пастбища. Средний размер ферм — 2300 га, один из самых высоких в мире. Развитие сельского хозяйства в Австралии определяется высоким уровнем механизации, электрификации, внедрением биотехнологий. Особая забота и крупные производственные издержки приходятся на долю орошения в растениеводстве и обводнения пастбищ в животноводстве.

Автопоезд для дальних перевозок сельскохозяйственных грузов

В перевозках грузов и пассажиров доминирует автомобильный транспорт — около 80% общего объема всех грузовых перевозок Австралии (в сельском хозяйстве — 95%). Конфигурация основных автомобильных магистралей не только дублирует сеть железных дорог, но и дополняет ее. Дороги жизненно необходимы для перевозок грузов и пассажиров.

Уже в 1995 году на каждые 1,65 человека приходилось 1 зарегистрированное перевозочное средство. Общая длина дорожной сети к 1997 году составила 803 тыс. км, но она распределена неравномерно: в достаточной степени обеспечены дорогами только восточные, юго-восточные и юго-западные районы страны. Лишь 40% всех дорог имеют твердое покрытие, асфальтовое или бетонное, одни дороги грубо укатаны или мало отличаются от троп, другие имеют гравийное или рыхлое каменное покрытие. В сельских и отдаленных местностях во влажный сезон дорожное сообщение иногда прерывается на недели. В связи с этим достаточно широко применяются автомобили повышенной проходимости различной грузоподъемности. Кроме того, в сельском хозяйстве применяется целая гамма машин — от легковых автомобилей-пикапов грузоподъемностью 0,3-0,8 т до грузовых автомобилей-тягачей в составе автопоездов с несколькими прицепами.

Использование мощной и производительной техники делает канадское сельское хозяйство одним из наиболее продуктивных

Канада, второй в мире экспортер продовольствия, обладает развитым сельским хозяйством. Для него характерен высокий уровень товарности, механизации и специализации производства. Сельское хозяйство Канады не только обеспечивает потребности населения в продуктах питания, но и играет важную роль во внешней торговле страны, давая 11% стоимости всего экспорта.

Особое место занимает экспорт зерновых, прежде всего пшеницы, по вывозу которой Канада стоит на втором месте в мире после США. Канадское сельское хозяйство — одно из самых продуктивных в мире, с быстрым ростом производительности труда, в нем занято около 5% самодеятельного населения, 30% ферм производят 75% валовой товарной продукции. Канадские фермеры могут прокормить 100 млн человек. Под фермами занято 69 млн га (7,7% территории страны), из которых 43 млн га занято под пашни и пастбища. 60% ферм занимаются производством животноводческой продукции, и лишь 40% ферм — растениеводческие. В сельском хозяйстве Канады имеется около 675 тыс. тракторов, более 170 тыс. комбайнов и более 470 тыс. автомобилей, в том числе специализированных и повышенной проходимости. Сокращение (из-за высокого уровня механизации труда) части занятого в сельском хозяйстве населения страны привело к повышенному спросу на более мощную и производительную технику.

В Германии доминируют тракторные перевозки

В Германии доминируют тракторные перевозки, но на дорогах общего пользования активно применяются специальные грузовики сельхозназначения

Германия — страна высокопроизводительного сельского хозяйства, что достигается благодаря применению новейших агропромышленных технологий и механизации. Около 80% товарной продукции дает животноводство, нуждам которого во многом подчинено растениеводство. Сельское хозяйство Германии в основном базируется на мелком семейном фермерстве. Доля земельных участков сельхозпредприятий, превышающих 50 га (по местным меркам — крупных) составляет не более 15%, средний размер хозяйства всего 15 га, а в горных районах на юго-западе страны — 5-6 га. В связи с этим после введения Евросоюзом единых цен на зерно, свинину, говядину и птицу правительство Германии перешло на политику сокращения числа фермерских хозяйств. Из-за специфики товаропроизводства и размера хозяйств доминируют тракторные перевозки.

Грузовые автомобили применяются на дорогах общего пользования. Тем больший интерес представляет создание специализированных автомобилей на базе серийных моделей грузовиков. Так, фирма Топу Maurer для изготовления специализированных грузовых автомобилей сельхозназначения использует серийные грузовые автомобили фирмы MAN, дорабатывая конструкцию для выполнения технологических операций. Компания обладает солидным опытом в этом деле и прорабатывает каждый заказ строго под потребности конкретного клиента. 

Изготовленный по заказу специализированный грузовой автомобиль сельхозназначения

Например, можно обратить внимание на то, что специализированный автомобиль, показанный на фотографии, отличается применением шин разной геометрии: на заднюю ось установлены широкопрофильные шины с максимально возможным по компоновочным соображениям диаметром для уменьшения давления на почву, а на переднюю ось — шины меньшего диаметра и ширины для уменьшения (сохранения) радиуса поворота и обеспечения маневренности.

Следующим показан автопоезд сельхозназначения в составе двухосного тягача фирмы MAN доработанной конструкции и трехосного тракторного прицепа большой грузоподъемности. Характерно то, что на тягаче крюк установлен согласно тракторным требованиям и имеется задний вал отбора мощности (ВОМ), от которого с помощью карданного вала осуществляется привод вспомогательного оборудования прицепа. На тягаче установлены шины разной геометрии.

Изготовленный по заказу специализированный грузовой автомобиль сельхозназначения

Американское сельское хозяйство разнородно и требует использования самой разнообразной техники

В сельском хозяйстве США можно выделить три типа предприятий: индивидуальные фермы, семейные партнерства и сельхозкорпорации. Все они, хотя и имеют различный правовой статус, представляют собой формы семейного предпринимательства. Фермерство — преобладающая форма производства. Из общего числа американских ферм (1,9 млн) 86% принадлежит к категории «индивидуальная ферма». Они производят 53% всей сельхозпродукции и владеют 63% земельных ресурсов.

Основу американского сельского хозяйства составляют крупные фермы. При этом (в отличие от Западной Европы и Японии) размер хозяйства определяет не столько площадь (в га), сколько стоимость реализованной за год товарной продукции. По этому критерию сельхозстатистика США разделяет все товарные фермы на пять экономических классов. Мелкими считаются фермы со стоимостью годовой товарной продукции до 20 тыс. долларов, а крупными — более 250 тыс. долларов. Отдельно выделяются крупнейшие хозяйства, стоимость продукции которых — от 500 тыс. до 1 млн долларов и более.

Отмечаемое в начале наступившего века резкое укрупнение ферм, внедрение новых технологий, в частности системы минимальной обработки почвы (сельхозмашины выводятся на поля лишь дважды в год — весной и осенью), сопровождается увеличением мощности сельхозтехники. Если в 1980-1990-х годах средняя мощность трактора составляла 150 л. с, то сегодня — 450 л. с. Тракторы мощностью 800 л. с. уже не редкость, а 12-рядные сеялки заменяются 24-рядными. Результат — сокращение затрат на единицу продукции и скачок в эффективности производства. С другой стороны, применение такой техники приводит к переуплотнению почв и требует особого внимания.

Из общего числа ферм США 97% относятся к категории узкоспециализированных хозяйств, у которых не менее 50% товарной продукции поступает от реализации одного продукта. Узкая хозяйственная специализация обеспечивает фермеру ощутимую экономию финансовых и материальных затрат, снижение трудоемкости производства единицы продукта, а значит, и рост производительности труда. При существенных различиях природно-климатических условий в США развита и региональная специализация. Исторически сложились так называемые пояса: пшеничный, кукурузный, хлопковый, молочный и т. д. Отмечается высокая зональная концентрация производства: как правило, более 50% производства определенного продукта сосредоточено в трех-четырех штатах.

Служба внедрения новых разработок в производство

Решающее значение для быстрого внедрения научных разработок в практику имеет широкая разносторонняя информация и доступность нововведений для всех без исключения производителей. Уже более 100 лет (с 1913 года) в США существует государственная служба внедрения. Организационно это трехъярусная структура: верхняя ступень — отдел федерального Министерства сельского хозяйства; средняя — служба внедрения при университетах штатов; нижняя — специалисты на местном уровне. Потребитель нововведений — фермер. Система обратной связи позволяет изучать и корректировать востребованность нового продукта или технологии.

Государственное регулирование сельскохозяйственной деятельности в США

Ведущая роль в американском АПК принадлежит государству. Суть государственного регулирования сельхозпроизводства в США состоит в том, что фермер получает доход из двух источников: от реализации продукции и в виде прямых платежей от государства (примерно 25% ежегодного дохода).

Правительство избавляет фермеров от риска, связанного с реализацией товара на рынке. Вместе с тем, скупая или беря под залог фермерскую продукцию, государство выводит часть продукции с рынка и тем самым «удерживает» цены от снижения и гарантирует фермерам уровень дохода, не только покрывающего издержки, но и обеспечивающего определенную прибыль.

Автопоезд для дальних перевозок жидких химических материалов

Деятельность государства в агросфере этим не ограничивается. Оно занимается также регулированием в области строительства и эксплуатации производственной инфраструктуры (дороги, сельская электрификация и телефонизация, мелиоративные объекты, склады, хранилища и т. д.), организует кредитное обслуживание фермеров, образовательную, научную и внедренческую деятельность, охрану интеллектуальной собственности, земельных и водных ресурсов, а также качества продовольствия.

Государство не подменяет рынок, а лишь корректирует его с помощью экономических мер. В целом многосторонняя активная деятельность государства в сельхозсекторе страны — один из важнейших факторов высокой эффективности последнего. Это проявляется и во внешнеэкономической сфере, ибо страна, помимо прямого экономического выигрыша от мирового экспорта, получает возможность посредством реализации товарных запасов стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке.

Благодаря государственным товарным программам США цены внутреннего рынка страны на сельхозтовары выше мировых (в среднем в 1,5 раза, в ЕС — в 1,5-2 раза). Чтобы поддержать конкурентоспособность американских сельхозпроизводителей, правительство десятилетиями субсидирует экспорт, то есть выплачивает экспортерам и производителям разницу между внутренней и мировой ценой продукта.

 

Говоря о транспортном обеспечении АПК США, особое внимание следует обратить на наличие развитой дорожной сети и огромного разнообразия выпускаемой автомобильной техники, в том числе специализированной. По средним показателям, на 1 трактор приходится 0.7 автомобиля.

Российское сельское хозяйство имеет общие черты с сельским хозяйством иностранных государств — это можно и нужно использовать для дальнейшего развития

Рассматривая в контексте вышеизложенного уклад хозяйствования, техническое и технологическое обеспечение АПК нашей страны, можно заключить, что в нем встречаются практически все известные формы сельхозтоваропроизводства. Однако по уровню эффективности производства и технического, в том числе транспортного обеспечения сельхозпредприятий, а также по осуществлению выработки и проведению в жизнь качественной аграрной политики государства предстоит большая и напряженная работа. Часть из которой проделана в период 2015-2020 годов. Однако, использование мирового опыта, вкупе с новыми полностью отечественными разработками, может позволить России значительно нарастить объемы производства собственных овощей и другой сельхозпродукции уже в ближайшем будущем.


Т.Д. Дзоценидзе, доктор технических наук, М.А. Козловская, кандидат технических наук (РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева)

Гавриш - высокое искусство российской селекции. Познакомьтесь с его шедеврами!