Наши традиции октября. Ну и не только наши...

Конец сбора урожая, заготовка запасов, подготовка к свадьбам, починка домов и погружение в самые глубины нашего славянского прошлого ждут нас в октябре... а не только Хеллоуин.
Октябрь – особенный месяц в русском, да и вообще – в славянском календаре.
Это время завершения сбора урожая, самых последних полевых работ и подготовки земли и всего окружающего к зимним месяцам.


Успенье засевает, а Покров собирает (сбор последних плодов)


Была такая поговорка.


 

 

12 октября, например, издавна на Руси наблюдали появление звезд с полудня и до полуночи, что имело особую примету, свое значение для погоды и будущего урожая.

В этот день праздновали чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Рудненская», явившуюся на Русь в 1687.


Чудотворная Рудненская икона Божией Матери 1687

Чудотворная Рудненская икона Божией Матери 1687

А буквально через сутки 14 октября праздновался и самый главный праздник октября – Покров Пресвятой Богородицы

Погоде не Покров уделялось особое внимание:


На Покров ветер с востока – к холодной зиме.


   Покров землю покроет то листом, то снежком
Погодные наблюдения в октябре были на особом счету.

Многие приметы сообщали о будущем урожае, о том будет ли морозной и снежной зима, как скоро настанет весна.


Если лист ложится на землю вверх изнанкой — к урожаю


Из-за наступавшей в октябре распутицы часто было затруднительно ездить лошадьми с возами, а земля не замёрзла ещё для саней.
Как говорили – октябрь ни колеса ни полоза не любит

«Осенняя распутица» — картина русского художника Архипа Куинджи, написанная в 1870 году

«Осенняя распутица» — картина русского художника Архипа Куинджи, написанная в 1870 году.
Картина является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Размер картины — 71 × 110,5 см.


Потому традиционно именно в октябре люди переходили к заботам и работам внутри дома.


Захвати тепла до Покрова (вычини избу), а не захватишь до Покрова – не будет такова


Покров Пресвятой Богородицы (икона из Зверина монастыря в Новгороде, 1399 год)

Покров Пресвятой Богородицы (икона из Зверина монастыря в Новгороде, 1399 год)

Но пойдём по порядку

Октябрь называли ещё паздерником – от паздерни, так как в этом месяце мяли лён и коноплю. Называли и листопадом. В польском языке сейчас так называется ноябрь.


До начала 20 века называли кое-где и грязником – за упомянутую уже распутицу на дорогах

Октябрь в календаре Гавриш 2023

Октябрь или «октоврий» – десятый месяц в календаре. Хотя наблюдательное ухо слышит в нём латинское «окто» или итальянское «отто», что означает – восемь. Никак не 10! Десятый месяц, выходит, декабрь. Но как же быть?


А быть вот так – в 1492 году, в России впервые отпраздновали Новый год в сентябре. До этого праздник отмечали 1 марта.

Русский новый год был перенесён Государем и Великим князем Всея Руси Иваном III с марта на сентябрь. В 1492 году, который был 7000 годом от сотворения мира, царь Иван III повелел своим царским указом перенести празднование начала нового года на 1 сентября, объединив его с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка.


До наших дней дожили признаки старого календаря – названия месяцев, где октябрь как раз восьмой, если февраль двенадцатый, и традиция 1 сентября входить в новый год, правда в год школьный.

Да и сам февраль, как мы видим в нашем современном календаре, короток. А ещё он имеет раз в 4 года дополнительный день, что было логично делать в последнем месяце года и тот, кто занимался хронологией и составлением исконного русского календаря – понимал это и учитывал.


Вернёмся к традициям октября.


Начало октября: подведение итогов и благодарность
Последние полевые заботы


С приходом октября крестьяне, в южных русских владениях, и в землях славян с более мягким, чем на Руси, климатом, завершали уборку урожая и производили последние полевые работы. В это время проходила так называемая "осенняя пахота", во время которой землю пахали и готовили к зиме.
Подготовка эта имела особое значение. Точнее – имеет его до сих пор!

Осенняя пахота — это один из ключевых этапов работы на поле, который проводится после завершения уборки урожая и до наступления зимы

Репин Илья Ефимович. Лев Николаевич Толстой на пашне. Картон, масло. 27х40. 1887. Государственная Третьяковская галерея.

Лев Николаевич Толстой на пашне. Репин Илья Ефимович. Картон, масло. 27х40. 1887. Государственная Третьяковская галерея.

Осенняя пахота имеет несколько целей и преимуществ, которые не потеряли свою актуальность за столетия:


Подготовка почвы к будущим посевам: Осенняя пахота создаёт оптимальные условия для прорастания семян в следующем году.


Уничтожение сорняков: Вспашка почвы позволяет уничтожить значительную часть корневых систем сорняков, что снижает их количество на следующий год.


Улучшение структуры почвы: Пахота способствует рыхлению почвы, что улучшает её воздухо- и влагопроницаемость.


Разложение органического вещества: Остатки растений и другое органическое вещество, которое попадает в почву во время пахоты, разлагаются, обогащая почву питательными веществами.


Контроль вредителей: Путем вспашки участков можно уничтожить многих вредителей, таких как личинки насекомых, которые зимуют в почве.
Осенняя пахота, как правило, проводится на бОльшую глубину по сравнению с весенней, что способствует лучшему сохранению влаги в почве.
Тем не менее, в некоторых сельскохозяйственных системах осеннюю пахоту могут заменить другие технологии обработки почвы. Иногда от неё вовсе  отказываются в пользу сохранения органического вещества на поверхности почвы или в целях предотвращения эрозии.
Так что не всё забыто из нашей старины. Как видно – традиция осенней пахоты жива, проверена и обоснована.

8 октября считается в народном календаре славян очень важным. Называют его по сей день – Сергей Капустник

Житийная икона преподобного Сергия. Россия, конец XIX века

Житийная икона преподобного Сергия. Россия, конец XIX века

Название дня происходит от имени святого Сергия Радонежского. В этот день  рубили капусту для закваски, забивали на продажу кур, готовились к свадебному сезону.

Девушки и парни собирались на капустную толоку, где много шутили, ёрничали, пели, стараясь «показать себя».
Так появились впоследствии «капустники» – театрализованные представления  построенные на шутках и юморе, но уже без привязки ко дню святого Серигя.


На Сергия Капустника традиционно рубили капусту – заготавливали её на всю зиму.

Сергей Капустник – день, когда традиционно рубили капусту

Традиция сохранилась до наших времён.
С приходом на Русь христианства множество старых обрядов было вытеснено церковными. Оказалось, что христианские праздники часто были близки или совпадали по времени с дохристианскими, что приводило к тому, что та или иная традиция видоизменялась не прерываясь.


Как в дохристианские времена славяне стремились завершить полевые работы к середине октября, так и к моменту распространения праздника Покрова Пресвятой Богородицы множество работ стремилось быть завершённым именно к этому дню – 14 октября.


Народная примета связывает Покров с природными явлениями, в частности, на Покрова ждали первого снега.

Это можно услышать в поговорках, которые дожили и до наших дней:
Покров землю покроет то листом, то снежком
Также после Покрова в октябре начинался свадебный цикл.
Покров – конец хороводам, начало посиделкам.
Середина октября: магические ритуалы и приготовления к зиме
Заготовка провизии
Основной же задачей было заготовление запасов на зиму и изготовление различных товаров, которые затем продавались на зимних ярмарках.

Мы уже упоминали название – паздерник – связанное ткачеством. Работы с улицы переходили в дом и шли до зимы.


Магия и приметы

Не смотря на господство христианства, с Церковью на Руси соседствовали и уживались мистические верования.

Вообще, нашей культуре свойственен мистицизм и его хватало в нашем фольклоре, а затем и в художественной литературе.

Потому у славян середина октября считалась периодом, когда волхвы и колдуньи получают особенную силу и могут предсказывать будущее.
Конец октября: древние традиции и их отражение в современности
Древние ритуалы и обряды
К концу октября славяне готовились к зиме не только материально, но и духовно. Это было время, когда между мирами живых и мертвых становилась особенно тонкой.

По традиции, люди поминали усопших, приносили им еду и делали другие ритуалы.
«Дзяды», «Деды» или поминовение усопших
Славяне верили (и до сих пор верят), что после смерти души покойных продолжают жить. Если сейчас мы в большинстве верим, что душа отправляется в ад или рай, то наши славянские предки верили, что души попадают в загробную страну вечного счастья. Согласно повериям, души предков несколько раз в году возвращались в мир живых — и тогда нужно было достойно их встретить.


Ритуалы, связанные с праздником Дзядов, основывались на веровании, в то, что души умерших помогают живым, а живые, в свою очередь, могут помочь душам предков.

Души предков приглашались в дом, потому на кладбище поначалу не ходили. Затем, когда традиция постепенно трансформировалась, стали ходить и на кладбища, прихватив с собой угощение для предков, которые оставлялись на могилах. Традиция жива до сих пор, хотя «Деды» уже мало кто помнит.

 

Души предков пришли к родным на праздник Деды

Stanisław Bagieński. Tygodnik Illustrowany № 44, 1904 (p. 67)

В Русской Православной церкви традиция родительских суббот почти полностью вытеснила традицию «Дедов», приходившуюся на самый конец октября, а в западнославянских странах, где распространена Римско-Католическая ветвь христианства, костёл отводит для поминовения душ усопших один день – 2 ноября – День поминовения усопших верных.


Днём ранее 1 ноября католическая церковь отмечает торжество – День Всех Святых. В Православной традиции дни поминовения усопших не имеют строго закреплённой даты в календаре.


А что сегодня? А сегодня... Halloween


В установлении Римско-католической церковью "фиксированных дат" поминовения усопших связано невольное, но в последствии весьма успешное  коммерчески, сращивание в сознании жителей некоторых зарубежных стран, праздника духовного и светского. Светский, это про Хеллоуин, конечно.

Традиция Хелоуина не американская, как думают многие, а кельтская.

Для США праздник относительно нов

Корни Хелоуина уходят в кельтский праздник Самайн, праздник сбора последнего урожая, окончания прежнего сельскохозяйственного года и начало нового.

Овощи с ирландских полей

Начинался праздник Самайн в ночь с 31 октября на 1 ноября, считавшимся последним днём сбора урожая.


Так что можно сказать, что Хеллоуин «зацепился» за католические даты Дня всех Святых и так как настроение на праздник уже есть, – удачно использовал этот заряд приподнятого предвкушения


Хваткие североамериканские фермеры, увидев аграрную составляющую в Хелоуине, стали продвигать в мир коммерческую составляющую. В частности – тыкву, как материал для Фонаря Джека.

Фонарь Джека

Ну а кто-то ещё более предприимчивый сыграл на том, что дети любят повеселиться, а приготовления ко Дню всех Святых с обязательными богослужениями нельзя назвать весельем и безмятежностью.


Вероятно именно использованием мощного контраста, и даже противопоставления "чертовщины" христианской церкви, можно объяснить коммерческий успех Хелоуина. В нём от духовности праздничного богослужения чуть меньше чем ничего – зато ярких образов тёмных сил, разлчных адских сущностей, зомби и неприкаянных душ – хоть отбавляй.
Удивительно даже, насколько быстро смогла исказиться изначальная суть первоисточника – того самого, кельтского аграрного праздника
Самайн отмечался шотландцами и ирландцами как праздник начала нового года.

В Ирландии и Шотландии его иногда называли также «праздником мёртвых»: считалось, что в эту ночь умирают люди, нарушившие свои гейсы – данные себе клятвы и табу.
Традиционно на Самайн делили собранный урожай, а также решали, какая часть скота переживёт зиму, а какая — нет.

Последнюю часть резали, чтобы сделать запасы на зиму.
Во время празднования Самайна жгли костры. Друиды при помощи оставляемых огнём на костях убитых животных рисунков предсказывали будущее.
Люди проходили между двумя рядом стоящими высокими кострами, или прыгали через костёр, что символизировало очищение огнём.
На «Дзядах» в разное время также на кладбищах разжигали костер, а на перепутьях дорог разжигали деревянные поленья, чтобы указать духам дорогу в рай. В честь мертвых устраивались пиры, игрища и песнопения.

Так что вполне возможно что у этих праздников – общие

Несомненно одно – Хеллоуин органично вплёлся в изначально религиозный праздник и являясь чуждым большинству христиан. Более того, будучи осуждаем как православными так и католиками за чрезмерное увлечение демонами и прочими ходящими мертвецами, – Хелоуинн укоренился в массовом сознании как повод раскошелиться на наряды ведьм, бутафорские зубы вампира и алую жидкость, напоминающую кровь.
Особенно податливы на яркие образы и желание прикупить "страшилок" – дети. Хотя, скорее всего, оттого, что мы – взрослые, не рассказали им, что у нас есть свои исконные традиции, связанные с концом октября. 

Конец октября по-нашему


Для православных людей, конец октября ассоциируется с поминовением Параскевы Пятницы.

И тут тоже есть место традициям, связанным с земледелием и скотоводством. Параскеве Пятнице были посвящены 14 27 октября по старому стилю — день Параскева Грязниха и 28 октября (10 ноября по старому стилю) — день Параскевы Льняницы. В церкви на эти дни приходится память Параскевы Сербской и Параскевы Иконийской.
На Руси молились Параскеве Пятнице о сохранении от падежа скота.


Икона «Пресвятая Богородица Умиление и Святая Параскева Пятница» XVII века

Цветы, травы и другие привески к образу Параскевы-Пятницы, коими украшались иконы и изображения, также почитались одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись из года в год как важное целебное снадобье.
В эти дни не пряли, не стирали и не пахали, чтобы «не запылить Параскеву и не засорить ей глаза»

Но есть у нас праздник, который мог быть прародителем ирландского Хелоуина и даже праздника Самайн – Велесова ночь


Велесова ночь – это древний славянский праздник, связанный с культом бога Велеса, который почитался как бог скотоводства, магии, торговли и загробного мира. Читатель уже чувствует нити, которые связывают кельтскую и славянскую традиции.


Славянская традиция Велесовой ночи

Славянская традиция Велесовой ночи постарше любых Хеллоуинов

Празднование Велесовой ночи было связано с проведением различных ритуалов и обрядов, направленных на укрепление связи с божеством и обеспечение благополучия.
Традиции и обычаи, связанные с Велесовой ночью:
В древности в эту ночь могли приносить в жертву домашних животных (особенно коз и быков) для благосклонности Велеса. Жертвы должны были обеспечить благополучие стаду на следующий год.


Велес считался покровителем магии и гадания, поэтому в эту ночь проводили разнообразные гадания на будущее


Велесова ночь также считалась временем, когда между миром живых и миром мертвых становилась наиболее проницаемой. Считалось, что в эту ночь злые духи могут проникнуть в дом, поэтому люди использовали различные обереги и амулеты для защиты.
То есть «Деды» это как бы «остаточная» традиция, некий отголосок Велесовой ночи, сохранявшийся до начала 20 века в малороссийской традиции и в традиции польской.


Праздник Велесовой ночи сопровождался пением особых песен и танцами в честь Велеса

Также было распространено то, что мы сейчас называем молитвой –  словесные обращения к богу Велесу с просьбами о защите и благосклонности, а также благодарностью за урожай и благополучие.


С течением времени многие из этих традиций утратили свою первоначальную форму или были забыты. Однако интерес к древним славянским традициям возрождается, и некоторые праздники, включая Велесову ночь, пытаются восстановить в современном облике, хотя, источники, в основном, утеряны и эти традиции уже относятся к «новоделу», чего нельзя сказать о церковных традициях, которые живы и поддерживаются.


Проблема с их коммерциализацией, а следовательно и с популяризацией в народных массах

А это пригодилось бы! Потому что всё это – наше и не видится зазорным сделать без преувеличения модным образ Покрова Богородицы, образ Велесовой ночи с её глубоко аграрной традицией, или образ капусты на Сергия Капустника.

Так и хочется сказать лозунгом – лучше коммерциализированное «наше», чем коммерциализированное чужое

Своё всё же как-то ближе.


И вообще, наши древние праздники и традиции – не просто красивые ритуалы. Это часть нашего национального сознания, нашего прошлого и нашего будущего. Часть культурного кода. Возможно, нам стоит чаще вспоминать, об этом.


Мы в «Гавриш» помним. Потому дарим скидку тем, кто дочитал наш материал. Скидку на профессиональную продукцию от «Гавриш» в самом, что ни на есть, официальном магазине – gavrishshop.ru


Заходите и получайте скидку 17% по акции «Золотая осень»
Да, мы не вспомнили про «День учителя» – он тоже отмечается в октябре – великолепный праздник, мы не упоминали про «День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности», но это тема отдельного материала! 

Мы желаем вам отменных урожаев с профессиональными семенами «Гавриш»

- - - 

Илья Болгов